В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2015 года статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматриваются новые составы административных правонарушений за нарушение трудовых прав граждан.
Согласно внесенных изменениям неисполнение работодателем законодательства об охране труда образует самостоятельное административно наказуемое деяние, ответственность за которое устанавливается статьей 5.27.1 КоАП РФ.
При проведении прокуратурой Нижнеингашского района проверок в части охраны труда на предприятиях района повсеместно выявляются факты ущемления права работников на обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, неисполнения работодателями обязанности по организации обучения по охране труда. Так, по результатам проверок, проведенных в 2014 году, прокуратурой района в отношении 10 работодателей возбуждались дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства об охране труда.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях работодателям назначены 9 административных штрафов, кроме того, один работодатель дисквалифицирован на 1 год.
С 1 января 2015 года указанные нарушения законодательства выводятся в отдельные составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 3 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, минимальный размер административных штрафов за которые в зависимости от субъекта правонарушения составит от 20 до 130 тысяч рублей.
Кроме того, за невыполнение установленной ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатели могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа, размер которого для юридических лиц составит от 60 до 180 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 5 до 10 тысяч рублей.
Частью 3 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Кроме того, административному наказанию в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут быть подвергнуты граждане и должностные лица за фактическое допущение к работе при отсутствии на это полномочий в случае отказа работодателя от заключения с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора.
Иные нарушения трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда подлежат квалификации по ч. 2 ст. 5.27 и ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, санкциями которых предусмотрено как предупреждение виновных лиц, так и наложение на них административных штрафов.
При этом совершение повторного административного правонарушения по ч.ч.4,5 ст. 5.27 или ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ размер штрафа достигает 40 тысяч рублей для должностных лиц и 200 тысяч рулей для юридических лиц. Кроме того, должностные лица по-прежнему могут быть подвергнуты дисквалификации.
С 1 января 2015 года увеличен установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с двух месяцев до одного года со дня совершения нарушения.
Призываю работодателей принимать исчерпывающие меры к соблюдения трудовых прав работников не только в части оплаты труда, так и с определенным вниманием отнестись к соблюдению прав работников в сфере охране труда.
Помощник прокурора района
юрист 1 класса А.В. Шабусова